Рок-оперу эту я нежно люблю со студенческих времен. Люблю и в оригинальном аудио-варианте с Яном Гилланом, и в постановке 73-го года с Тедом Нили, и постановке 2000-го года с Гленом Картером... Но, собственно, я про постановку 1973-го года. А конкретно - про Гефсиманское борение. А еще конкретнее - вот про этот ролик:
С конца четвертой минуты (3:53) и до четверти пятой (4:16) показывают шедевры мировой живописи. Как по мне - это самый сильный момент как постановки конкретной песни, так и всего фильма целиком.
Эти картины не дают мне покоя. Интернет не знает, какие именно картины использовались в фильме, и вообще как будто их не замечает. Вот пейзажи - да!
Словом, я решила провести свое маленькое расследование :) И распознать шедевры.
Самый первый образ, казавшийся очень знакомым, распознать так и не удалось. Я нашла великое множество _очень похожих_ Иисусов, но ни одного идентичного. Судя по всему, это раннее или Северное Возрождение.

А вот дальше идут фрагменты из росписи Изенгеймского алтаря Маттиаса Грюневальда (примерно 1506-1515 года)




Эта работа так нравится создателям фильма, что они обращаются к ней еще дважды (4:03 и 4:08):


Дальше - "Распятие" Тинторетто 1565 года, почему-то зеркально отраженное...


Фрагмент я тоже повернула, для сравнения. А вот и картина полностью:

И снова Матиас Грюневальд, "Распятие" (видела еще название "Малое распятие"). Картину см. ниже - после фрагмента с лицом Иисуса.

Дальше - очень выразительный фрагмент "Христа на кресте" Диего Веласкеса (1631 год)


Кусочек картины Мазаччо "Распятие" (начало XV века)


Не очень уверена из-за качества картинки, но, кажется, это Тициан, Распятие, 1588 год


Неопознанный ангелок

Грюневальд, "Распятие" - фрагмент с плачущей женщиной был чуть выше:


Святой Лука, пишуший распятие Христово, Франсиско де Сурбаран. 1630-1639


Считается, что св. Лука - это автопортрет художника.
Через четыре секунды (4:10) нам покажут крупным планом и Христа:

Между ними - Босх, "Иисус, несущий крест":



Затем - Рогир ван Дер Вейден, Распятие, 1454 год


Если не ошибаюсь, следующий кадр - то же полотно:

Завершает вставку фрагмент из картины Франсиско Гойи "Иисус на кресте", 1780 год


Если кто-нибудь дочитал до конца и опознал неопознанное или хотя бы имеет какие-то предположения, буду очень благодарна!