Альбом для набросков

Previous Entry Share Next Entry
Малколм Гладуэлл, «Переломный момент»
shadow_stasia

Малколм Гладуэлл, «Переломный момент»



Книга о том, как распространяются эпидемии. Только не гриппа, или там, ветрянки, а моды. Впрочем, автор показывает, что механизмы распространения не особенно и различаются.

Думаю, все замечали, что в какой-то миг вдруг вспыхивает новое модное веяние — и все вокруг носят рваные джинсы, заводят йоркширских терьеров или читают Мураками. И тут возникает вопрос: почему модной становится та или иная марка? Почему не другие? И главное: как сделать так, чтобы именно ваше детище вызвало такой ажиотаж?

Гладуэлл приравнивает эпидемии моды к вирусным эпидемиям. Распространение «инфекции» - не постепенно, оно нарастает, как снежный ком, и после некоего переломного момента становится неуправляемой и может иметь огромные последствия.

Из действующих механизмов автор выделяет такие:


  • Закон малых чисел. Теория шести рукопожатий, известна, наверное, каждому. Автор приводит в пример эксперимент, когда нужно было со всего мира переслать письмо через знакомых по определенному адресу. Оказалось, что подавляющее большинство этих писем дошло до адресата через одних и тех же людей. Оказалось, что есть три типа людей, которые являются наиболее активными «распространителями инфекции». Это объединители, знатоки и продавцы. Объединители знакомы с огромным количеством людей и обладают таким обаянием, что к ним прислушиваются. Наверняка среди ваших знакомых есть хотя бы один такой человек — душа компании, который всех знает, со всеми дружит и у него всегда припасены для вас удивительные новости. Знатоки — это люди, собирающие массу информации и находящие удовольствие в том, чтобы просвещать остальных. Продавцы же способны убедить всех, кто так или иначе не поверил первым двум.

    Именно от таких людей «заражаются» все остальные.


  • Фактор прилипчивости. Здесь, наверное, нет ничего особо нового - реклама должна быть запоминающейся. Яркий слоган, необычный образ, простота восприятия. То, благодаря чему мы не пропустим сообщение и выделим его из массы подобных ему.


  • Влияние среды. Описан замечательный эксперимент с разбитыми окнами. Если в доме есть разбитое окно, и его не поменяют на целое, то вскоре все окна будут разбиты, а потом начнется мародерство. Чтобы остановить волну преступности — достаточно всего лишь поставить новые окна. Увы, наше сознание и поведение очень зависит от окружающей среды, и такие сигналы, как разбитые окна, мы воспринимаем как разрешение отступить от моральных норм. Таким образом часто, чтобы запустить «эпидемию» определенного поведения, достаточно всего лишь изменить какую-нибудь мелочь в мире вокруг себя.


Таким образом, как я поняла, чтобы распространить что-то свое (ну, например, свою книгу!) нужно а) создать простое для понимания и яркое сообщение (видимо, именно эту функцию выполняют аннотации и буктрейлеры)

б) найти объединителя, знатока и продавца, чтобы они распространяли это сообщение

Наверное, этого достаточно. Я пока, по крайней мере, пока не вижу возможностей применения последнего механизма. А вы?


  • 1
Наверное, чтобы создать действенную рекламу своей книги (а мы все-таки говорим именно о рекламе, т.к. именно она в том или ином виде порождает "моду"), нужно быть либо проф. пиарщиком, либо пиарщиком-самородком :) Идея с граффити мне очень понравилась, но - во-первых, граффити в неположенных местах, насколько я знаю, классифицируется как "мелкое хулиганство" :) Т.е. чтобы все по закону - надо с кем-то договариваться, кому-то платить. Во-вторых, чтобы охватить не один город (а этого мало для рекламы книги), нужно с кем-то договариваться и кому-то платить в других городах. Либо договариваться и платить проф. пиарщику, который все это возьмет на себя.
Так что, увы, возможности автора для самопиара очень и очень скромные.

Зато у нас есть возможность воспользоваться планом "б": все эти объединители и знатоки могут найтись среди ваших читателей, и они будут рекомендовать вашу книгу знакомым, а также на литсайтах и форумах. Лично я, выбирая, что бы почитать, чаще всего доверяю именно советам знакомых либо комментариях на форумах по интересу.
Но тут слишком велико влияние фактора везения - сколько хороших произведений остается без внимания только потому, что появились не в то время, когда именно "их" читатели искали, что бы прочитать... или появились не там. Слишком много случайностей и совпадений.

Ну собственно Гладуэлл пишет именно о механизме "сарафанного радио".
Собственно, он пишет о том, что вместо того, чтобы полагаться на везение, нужно самому найти объединителя, знатоков и продавца и обратить его внимание на свою книгу.
Но про возможности самопиара категорически соглашусь! :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account