Анастасия Галатенко (shadow_stasia) wrote,
Анастасия Галатенко
shadow_stasia

Categories:

Скотт Маклауд, "Понимание комикса"

Зашла в магазин посмотреть, кто издает нынче комиксы, увидела эту книжку - и не смогла удержаться от покупки.
             



             

Это комикс о комиксах. Нет, не так. Это серьезное и вдумчивое исследование жанра, представленное в формате комикса.

При чтении вспоминала книгу Эрика Канделя "Век самопознания" - в комиксах используются те же приемы, природу которых объясняет Кандель. Кандель объясняет, почему мы воспринимаем рисунок вида "точка, точка, огуречек" как "получился человечек", Макклауд исследует этот огуречек, и человечка тоже. Почему у персонажей комиксов такие зачастую примитивно нарисованные лица? Потому что чем прорисованнее, ярче, индивидуальнее лицо, тем сложнее читателю ассоциировать себя с персонажем. А "палка, палка, огуречек" - это может быть и ваш сосед дядя Коля, и случайный знакомый, и хороший друг. И вы сами, конечно. Карикатура делает эмоции ярче, а их восприятие - чище.
           


                       

Мне очень понравилась классификация стилей и направлений и показанная на ней история искусства. Вот она:



Низ здесь - это реальность, верх - абстракция. Левее "водораздела" - живопись и графика, визуальное искусство, правее - литература.

Слева - "похожесть". Чем правдивее и реалистичнее пытается художник изобразить реальность, тем "левее" и ниже он будет находиться.

Справа - смысл. Опять же, чем "идейнее" текст, тем он правее. На самой границе водораздела с одной стороны - "палка, палка, огуречек", с другой просто слова, называющие объект - например, "ЛИЦО".

Выходит, что, передвигаясь слева направо, мы переходим от детального портрета путем все большего упрощения к карикатуре, затем к словесному описанию и, наконец, к некоей идее, которую можно выразить с помощью этого описания.

Однако чем оторваннее от реальности становится искусство, тем больше оно продвигается вверх, тем больше стираются границы между похожестью и смыслом, и на вершине они сходятся в абсолютной абстракции (где уже нет ни того, ни другого).

Мне очень нравится, как объясняет Макклауд пути, которыми развивается искусство, исходя из этой классификации, показывает визуально - оно просто достигало того или иного угла и вынуждено было поворачивать.

Если проследить, как развивалось искусство (мы про комиксы, но это применимо ко всему, по-моему), то получается, что началось все с водораздела между смыслом и сходством, когда значки, отображающие предметы, становились символами для письма. Затем смысл нашел свое выражение в языке и литературе, а живопись устремилась к левому углу, ища способы отображать реальность все более и более похоже. Собственно, этот путь хорошо отслеживать по художникам возрождения. Затем живопись побродила еще вдоль основания пирамиды, дождалась фотографии, которая забила все визуальное искусство в угол реализма, и резко рванула вверх. Импрессионисты пытались запечатлеть момент, не слишком заботясь о смысле (точнее, смысл был прямо перед ними) или сходстве - им было важно впечатление. Постимпрессионисты устремились по этому пути еще дальше, а в двадцатом веке искусство достигло вершины пирамиды, уткнулось в угол и принялось спускаться.

Но вообще говоря идея этой пирамиды в том, что пространство для творчества безгранично. Любой творец должен помнить, что в его распоряжении вся шкала.

Это же относится и к комиксу. Совершенно не обязательно это примитивные картинки с историями про супергероев. Совершенно не обязательно ехидные злободневные карикатуры.
             


             

Комикс может быть искусством. Хотя общественное мнение зачастую считает иначе, а полки в книжных это во многом подтверждают. Хотя вот нашла же я Макклауда. Еще бы Айснера найти...

Комикс - последовательное искусство, но главное - оно дискретно. Не непрерывное повествование, как в кино - от кадра к кадру здесь проходит время. Мгновение или несколько лет, но обязательно - пауза. Отсюда - важность смысла, которую несет т.н. "канава" - промежуток между кадрами, пустота. Она может быть заполнена чем угодно. Как пишет Макклауд, "убить человека между кадрами - значит обречь его на тысячу смертей". Достраивая историю до непрерывного действия, читатель становится не просто свидетелем - он становится соавтором. Соучастником. Именно в комиксе достраивание - неотъемлемое свойство нашего мозга, основанное на опыте - играет наибольшую роль.
       


       

Понравилось, что автор почти не касается технических аспектов (чего я втайне боялась, приобретая книгу). Да, он разбирает теорию цвета, но скорее в контексте истории и объясняя этим, почему классические комиксы выглядят так или иначе. Да, он рассматривает историю и географию комикса, но исключительно чтобы продемонстрировать, чем отличается переход "действие-действие", преобладающий в западных историях, от перехода "аспект-аспект", позволяющего прочувствовать атмосферу, и использующегося в основном в японских комиксах.

Подробно рассматривается временной аспект - как происходят восприятие времени при чтении истории, в которой каждый кадр существует параллельно с другими.

В общем, это очень интересный и глубокий труд, пронизанный уважением и любовью к комиксу и демонстрирующий, что комикс - это особое искусство. Читателю, знакомому с основами композиции, книга,наверное, не скажет ничего особо нового, но после нее остается очень приятное ощущение того, что все знания аккуратно протерты от пыли, разобраны по приоритетам и разложены по полочкам.

Tags: Впечатления, Книги, Комикс, Литературное, Художественное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бэнкси в ЦДХ

    «Бэнкси: гений или вандал?» - такой вопрос задают прямо на входе организаторы выставки Бэнкси в ЦДХ. И, конечно, лукавят — мировое…

  • Театральный уик-энд - 2. "Б/у"

    «Компас-центр» найти не так просто — но и не сложно для бывалых театралов :))) Небольшое (совсем-совсем небольшое) фойе, в котором…

  • Театральный уик-энд - 1. Сон в летнюю ночь

    Я не очень часто хожу в театры, но на этой неделе получилось аж дважды. Два вечера, два театра, разные настолько, насколько вообще возможно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments