Анастасия Галатенко (shadow_stasia) wrote,
Анастасия Галатенко
shadow_stasia

Categories:

Баския

"Баския", 1996 год.



Спасибо mishonet за наводку. Люблю фильмы про художников. Особенно если они рассказывают о реальных художниках. Люблю уличное искусство. Ну а если прибавить сюда совершенно исключительный актерский состав (Гэри Олдмен, Бенисио дель Торо, Дэвид Боуи...) - то вообще становится непонятно, почему я его раньше не видела.



Жан Мишель Баскиа родился в 60-м, прославился к 80-м, в 88-м умер, употребив смесь кокаина с героином. Начинал как уличный художник SAMO, прославился как неоэкспрессионист. Надо сказать, живопись его мне по большей части чужда. Но это в общем-то и не о живописи. Это, как и положено истории об уличном художнике, о свободе.

Впрочем, применительно к Баскии из фильма, свобода тут понятие относительное. Герой спит в коробке в парке, пишет всякие труднопереводимые надписи на стенах и дверях, играет в музыкальной группе по барам и задумывается о своем месте в мире. Он, как водится, талантлив, и его, как водится опять же, не ценят. Но вера в себя, обаяние и здоровая наглость позволяют ему в общем-то без труда добиться признания и денег.

Казалось бы, история становления. Но нет, история только начинается. Ведь именно теперь, когда его картины стоят десятки тысяч долларов, а галеристы дерутся за право выставлять его работы, и возникает главный вопрос - а, собственно, зачем все это?



Но лучше начать с конца.

В финале звучит легенда, которую будущему художнику рассказывала мама - про принца в короне, заточенного в замке. Принц хотел выбраться из замка, и добрался до окна, забранного металлической решеткой. Он принялся биться в эту решетку, и корона его звенела металлом о металл. И все вокруг слышали этот звук, и он был настолько красив, что люди замирали и прислушивались. Никто даже не подозревал, что это принц бьется в заточении...

Я подумала о том, как часто случается так в искусстве. Творец бьется о решетку своего существа, растет над собой, выплескивает себя, преодолевает себя, и вся его боль и кровь и есть - искусство.

Совершенно неповторимую прелесть фильму придает фигура Дэвида Боуи. Он играет другую вполне себе значительную фигуру - Энди Уорхола. И совмещение этих двух фигур в эпизодической в общем-то роли выводит на сцену новый и, наверное, самый главный персонаж - искусство. Недаром карьера Баскии (в фильме, я про фильм сейчас) начинается со встречи с Уорхолом и заканчивается фактически с его смертью. Высокий, тонкий, совершенно неземной Боуи (здесь кажется, он вообще не изменился со времен "Человека, который упал на Землю") создает неожиданно трогательный и нежный образ. В фильме его мало, но такого персонажа и не должно быть много, иначе фильм будет уже о нем. Подчеркивается многократно интерес Уорхола к Баскии - это отношения мудрого учителя и превзошедшего его ученика. (Уорхол был геем, и в фильме об этом сказано, но в отношениях героев нет ни малейшего намека на подобные отношения. Баския подчеркнуто гетеросексуален). Вот этот кадр, где в ответ на рассказ Уорхола о продаже белых париков на его выставке Баския присылает ему парик "под себя", и Уорхол надевает его как знак своего поражения. Он теперь не номер один. Само искусство повержено молодым гением, которому уже стало здесь скучно и тесно.



Сам Баския получился неоднозначным. Он рвет старые связи, отбрасывает старые привязанности, меняет их на новые с обескураживающей легкостью и непринужденностью. Он крепко сидит на наркотиках. Здесь затронуты и проблемы расизма - Баския оказывается единственным темнокожим художником такого уровня, и интервьюеры гораздо больше интересуются его цветом, чем его искусством. Его мать - в психиатрической клинике, и наверное именно это - корень его постоянного поиска. Он видит мать в своем друге Бенни (дель Торо), в подруге Джине, наконец, в Уорхоле - и после смерти Уорхола теряет все. Он приходит в клинику глубокой ночью и требует отдать ему мать немедленно. Его просят подождать до утра, но он не хочет, не может ждать - он понимает, что к утру будет под кайфом...



С утра его встречает старый друг, приводит в чувство, и будто все по-прежнему - но в одну реку не войдешь дважды,и трагическая развязка, присутствующая, впрочем, только в титрах, уже чувствуется.



Фильм немного похож на любимый мной "Выход через сувенирную лавку" с его духом свободы и противопоставлением коммерции и искусства. Это о том, что процесс гораздо важнее результата, потому что вообще говоря стрит-арт - это процесс, действие, высказывание для тех, кто рядом с тобой в эту минуту.

Tags: Впечатления, Кино, Стрит-арт, Художественное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бэнкси в ЦДХ

    «Бэнкси: гений или вандал?» - такой вопрос задают прямо на входе организаторы выставки Бэнкси в ЦДХ. И, конечно, лукавят — мировое…

  • Театральный уик-энд - 2. "Б/у"

    «Компас-центр» найти не так просто — но и не сложно для бывалых театралов :))) Небольшое (совсем-совсем небольшое) фойе, в котором…

  • Театральный уик-энд - 1. Сон в летнюю ночь

    Я не очень часто хожу в театры, но на этой неделе получилось аж дважды. Два вечера, два театра, разные настолько, насколько вообще возможно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments