Анастасия Галатенко (shadow_stasia) wrote,
Анастасия Галатенко
shadow_stasia

Categories:

"Последнее испытание" вживую

Забавно иногда бывает, как некоторые явления то и дело оказываются в поле зрения, но каждый раз ты говоришь себе "это не мое" или "сейчас мне это не нужно", отворачиваешься и уходишь. А они преследуют до тех пор, пока вдруг не столкнутся с тобой лоб в лоб и не окажется, что это самое что ни на есть "мое" и очень даже нужно.

Познакомиться с "Последним испытанием" я могла еще в студенчестве. Половина моих однокурсников были толкинистами, бегали в Эгладор и приносили оттуда или с квартирников аудиокассеты с довольно хреновым звуком и надписями от руки: "Тэм","Йовин", "Саруман"... Лично я, будучи страстной фанаткой "Властелина колец" (правда, уже даже на тот момент к этому описанию можно было добавить "в прошлом"), до Нескучного сада не добрела. То ли стеснительность моя не давала мне вдруг припереться в теплую, но незнакомую тусовку, то ли осторожность - я боялась, что если влезу в это все с потрохами, то уже не вылезу. Я - натура порой чересчур увлекающаяся.

Так или иначе, такие имена как Саруман и Мириам были на слуху, но не более того. А именно тогда зарождалось "Последнее испытание". Если я правильно поняла, началось все с этой песни, которой теперь заканчивается "альтернативный финал".

Позже, познакомившись с театром Стаса Намина и проникшись, стала искать актеров и смотреть, кто где еще засветился. И нашла "Последнее испытание" в постановке "Леге Артис" с Евгением Егоровым. Но... прошла мимо. Егоров не был моим любимым артистом театра, а увлечение фэнтези прошло так давно, что уже и вспоминать перестало быть неловко :)

И вот когда Ольга Кай написала о "Последнем испытании" в весьма положительном ключе, я поняла, что надо-таки ознакомиться. Потому что слишком уж часто стало попадаться мне на глаза, а значит, в покое не оставит.

Ну и ознакомилась. Посмотрела ту самую версию "Леге Артис", послушала самую первую аудиоверсию, где роли главных героев исполняли композитор Антон Круглов (тот самый Саруман, от которого я так долго открещивалась) и автор либретто Елена Ханпира, посмотрела фильм-спектакль в постановке Руслана Герасименко, где он же и сыграл главную роль... Короче, влезла-таки с потрохами...

"Последнее испытание" написано по мотивам книг из серии "Dragonlance", у нас изданном как "Сага о копье". У меня эти книжки стояли дома, красивые, разноцветные, с истинно фэнтезийными названиями "Драконы осенних сумерек", "Драконы зимней ночи", "Драконы весеннего рассвета"... Я их честно пыталась читать и не осилила. Увы и ах, это простая игра-бродилка с штампованными донельзя персонажами, довольно примитивным сюжетом, полным отсутствием хоть какой-то проработки характеров... Единственными заслуживающими внимания персонажами были братья-близнецы Рейстлин и Карамон Маджере, в первую очередь, конечно, маг Рейстлин, тщедушный, циничный и до ужаса эгоистичный, но и Карамон привлекал своим внутренним конфликтом - тупой вояка, он полностью зависел от брата, выполнял его волю, приносил всего себя в жертву его потребностям и самым страшным его страхом было вдруг оказаться Рейстлину ненужным. Поэтому неудивительно, что именно об этой парочке была написана следующая трилогия - "Трилогия легенд", полностью посвященная судьбам близнецов.
Собственно, вот они - Карамон и Рейстлин, в мультверсии "Драконов осенних сумерек". Рейстлин еще пока красный маг.

Именно на этой трилогии основано "Последнее испытание". Антон Круглов и Елена Ханпира переработали сюжет так, что от этого мягко говоря не совсем шедевра от литературы не осталось ровным счетом ничего, зато появился настоящий шедевр в жанре мюзикла. Теперь это мрачная история о противостоянии света и тьмы, с неоднозначными персонажами, с глубоко проработанными отношениями, с мрачным, но закономерным финалом. Несмотря на фэнтезийный антураж, все более и более сходящий на нет от постановки к постановке, это очень жизненная история. Особенно хочется порекомендовать мюзикл девушкам, выросшим на "Красавице и чудовище" и подобных сказках, где ОНА приносит все в жертву ЕМУ, и - опа! - обретает прекрасного принца вместо чудища с рогами. Если вы уверены, что вот только встретить бы чудовище поужаснее, полюбить его и счастье, считай, в кармане... Для профилактики - срочно прививку "Последнего испытания"!

И вот вчера я впервые была на постановке. Смотрела не на экране, а вживую.

Действие захватывающее. Из декораций - белые и черные полотнища, кольцо для воздушных гимнастов и и много-много дыма, но этот небогатый материал используется так точно, тонко и к месту, что еще что-либо на сцене только отвлекало бы.

Все как водится в фэнтези - мир с воинами, магами и богами, богов, разумеется, больше одного, и тут показания авторов книги и спектакля расходятся - в книге их три: Свет, Тьма и Равновесие. В спектакле, чтобы обострить конфликт и не перегружать зрителя, без особого ущерба для мира и сюжета изъяли Равновесие. Ну и правильно, в общем-то.

Впрочем, бог Света Паладайн тоже не особо утруждает себя участием в сюжете. Ну, подлечить темного мага, город там уничтожить - и все. Другое дело - богиня тьмы. Специализация богини тьмы, как и большинства ее коллег в разных мифологиях - поставлять свеженькие искушения, сомнения и внутренние конфликты в самые глубины существа. Доставка мгновенная и бесплатная, цена за товар, как водится, душа. Едва ли ее можно уничтожить, как наивно рассчитывал бедный маленький черный маг...

Черный маг - главный герой, все на нем строится. Но, будь он совсем черным от каблуков щегольских сапог до кончиков канонически седых волос, было бы неинтересно. Нет, мы видим полноценно раскрытый персонаж - Рейстлин, жестокий в "Отречении", полный праведного гнева в "Прокуроре", Рейстлин, испуганный в "Кошмарах" и несправедливо обиженный судьбой в "Детстве чародея", Рейстлин-обольститель в "Соблазнении", циничный в "Армии чародея" - он везде удивительно достоверен. Легко поверить, что за таким Рейстлином без сомнений шагнула в Бездну светлая жрица. Еще и себя укоряя за недостаток веры и сомнения при этом. Они, светлый жрицы, такие. "Общеизвестна священников косность" - "Это их свойство лишь на руку нам!"

Крисания. "Холодная, как сталь, надменная как трон", неприступная жрица, уверенная поначалу в черно-белости окружающего мира, постепенно видит, как белое оказывается черным, а черное местами светлеет, и, потеряв почву под ногами, слепнет - физически одномоментно в финале, а метафорически - постепенно, на протяжении всего спектакля.

Карамон. По сюжету у него очень маленькая роль. И именно поэтому очень важная. Несмотря на то, что Карамон довольно мало действует по ходу сюжета, еще труднее показать его борьбу - с собой, с братом, со всем миром за брата. Его веру, его разочарование и потом все равно веру. Карамон для меня тут самый трагический герой. Нет, конечно, и он не абсолютно белый, его несамостоятельность и некоторая инфантильность не дают ему примерить на себя роль мученика, но тем не менее именно его жалко больше всего. В нем нет ничего, кроме огромной горы мускулов и столь же огромной любви к брату...

Король-Жрец. Я вот старалась без персоналий по актерам, но тут их двое и они настолько разные... Я очень люблю Алексея Толстокорова в этой роли - его глубокий бас очень идет персонажу. Его Король-Жрец кажется более уверенным в себе, более прямолинейным, что ли. Федор Воскресенский совсем другой. Его голос - то мягкий, то надтреснутый, и меня каждый раз это царапает, но я каждый раз прихожу к мысли, что он и должен царапать - более неоднозначного персонажа, пожалуй, и придумать трудно. Очень верное ощущение - когда ты смотришь на идеальную картинку, а в глазах будто песок, и это не портит вида, но сильно портит удовольствие от созерцания... Из фанатика, самолично загнавшего себя в ловушку, король-жрец превращается в жестокого диктатора, очень хорошо знающего, что и для чего он делает. И он действительно видит благо. И он, действительно, оказывается прав. Гордыня Крисании погубила-таки мир. И вот он превращается в пророка - тот, кто готов убивать, и пытать, и насаждать веру огнем и мечом. На "Испытании состраданием" понимаешь, что правды нет. Что белого тоже нет. Что во главе белых всегда стоит кто-то не слишком белый, и надо иметь мужество это признать. Признавать этого не хочется, хочется, чтобы "наши победили" и "они поженились". Но увы и ах, тут не про это.

Либретто вообще отличается и красотой, и сложностью. Тексты продуманы до мелочей, и, насколько я могу судить, от постановки к постановке меняются - так, "Армия чародея" была переработана и зазвучала актуальнее и сильнее - вместо "Скажите мне правду, ведь горные гномы сейчас спят на золоте вашем, хотя когда-то прогнали собратьев из дома. Теперь вы похожи на племя бродяг! Скажите, вы верите, что они сами откроют вам двери и вспомнят закон? Верните отчизну своими руками! А тех, кто пойдет, поведет Карамон" стало: "Достанем плакаты и яркие краски, поправим портреты великих идей. Свобода и равенство, верность и братство - прекрасные сказки для взрослых людей! И вот уже толпы с восторгом встречают того, кто ведет их в крестовый поход. Так было всегда: храбрецы умирают, а где-то в сторонке стоит кукловод".

Музыка. О музыке мне говорить труднее всего, ибо не аудиал я. Но и не сказать - невозможно, потому что во-первых это все-таки мюзикл, а во-вторых музыка Сарумана гениальна. Да, мой слух устроен так, что воспринять два часа нового музыкального материала он не в силах, все сливается в то, что можно определить как "однообразное какое-то". Но я так на все реагирую в первый раз - и на любимый теперь ИХС, и на "Дракулу", и на "Волосы", и на все-все. Но! Для меня важны своеобразные маркеры - мелодии, которые на общем однородно-сильном фоне отличаются качественно, хватают за сердце сразу и надежно, и ради которых и пересматриваешь по десять раз до тех пор, пока не расслышишь каждую ноту, не поймешь и не примешь сердцем каждую тему. Скажем, "Гефсимания" в ИХС или "Flesh failure" в Hair. Здесь таких песен две - это "Ария чародея", с которой все начинается и "Властелин ничего", которым все заканчивается. Именно "Властелина" я заслушала до дыр, именно из-за него пересматривала дюжину раз весь мюзикл и теперь устану перечислять любимые арии: это и "Конклав магов", отсылающий однозначно к "Jesus must die!", и "Прокурор", где Рейстлин примеряет овечью шкурку, указывая на настоящего волка, это и почти полностью события между Истаром и Бездной, где раскрываются полностью герои - там и "Ссора братьев", и "Армия", и "Победа", и "Соблазнение", и истинная жемчужина - дуэт "О любви". А "Детство чародея", а "Испытание огнем"! И дальше - "Кошмары", "Отречение" и последним финальным аккордом "Властелин ничего", окончательно погрузивший меня в бездну за этой чертовой сволочью - главным героем :)



ПС. Для иллюстраций взяты фото с просторов интернета, в основном из группы последнего испытания вконтакте, она - тут: https://vk.com/fantasymusical
Tags: Видео, Впечатления, Музыкальное, Театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Бэнкси в ЦДХ

    «Бэнкси: гений или вандал?» - такой вопрос задают прямо на входе организаторы выставки Бэнкси в ЦДХ. И, конечно, лукавят — мировое…

  • Театральный уик-энд - 2. "Б/у"

    «Компас-центр» найти не так просто — но и не сложно для бывалых театралов :))) Небольшое (совсем-совсем небольшое) фойе, в котором…

  • Театральный уик-энд - 1. Сон в летнюю ночь

    Я не очень часто хожу в театры, но на этой неделе получилось аж дважды. Два вечера, два театра, разные настолько, насколько вообще возможно.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments