Альбом для набросков

Previous Entry Share Next Entry
Умные больше не нужны. К чему вёдет реформа школьного образования?
shadow_stasia
Оригинал взят у bead_lady в Умные больше не нужны. К чему вёдет реформа школьного образования?
Я решила привести видео выступления Л. А. Ясюковой, руководителя лаборатории социальной психологии СПбГУ, главы центра "Диагностика и развитие способностей", более двадцати лет работающей школьным психологом.

Помимо уже привычной критики реформ образования, здесь много ценной информации о том, чему и как именно нужно учить детей. Удастся ли это внедрить в систему образования, неизвестно, а родителям, которые хотя вырастить умных детей, точно пригодится.

Очень настоятельно рекомендую посмотреть целиком несмотря ни на какую занятость.


  • 1
Глас вопиющего в пустыне :(

Увы :(
Но ситуация критическая действительно.
Я с ужасом думаю о том, что будет в ближайшее время, если вектор не сменится.

С каким поразительным упорством вышестоящие держатся за эти тупые программы, видят результат и продолжают усугублять ситуацию.:(

А мне очень интересно, видят ли они результат?
По поводу объединения школ я в свое время читала довольно много статей, и сделала вывод - это выгодно чиновникам. Качество образования катится в черту, но качество образования никого не волнует. Всех волнуют бумажки.
Скажем, результаты ЕГЭ. Все, кто работает в высшем образовании, отмечают, что с введением ЕГЭ в ВУЗы приходят дети, хуже подготовленные, не умеющие думать, обладающие меньшими знаниями. Но результаты-то стали лучше! Отличников стало больше! (А если все равно маловато - то мы снизим баллы, скажем, будем ставить 5 не за 80 баллов, а за 70. А в след. году - за 60... А что как не знали, так и не знают - пофиг, главное - рейтинги и отчетность) Ура!
То же с преподавателями. Если препода, который получает, скажем, 10 тысяч, перевести на четверть ставки - то он сразу будет получать 40! А если еще половину уволить и распределить нагрузку между остальными - то получится все 80! Как жируют наши преподы! На бумажке. А на деле за те же 10 тысяч в месяц у них работы стало вдвое больше, и - главное - бюрократической возни больше. На этом фоне можно даже повысить зарплату до 12 тысяч - и тогда с чистой совестью можно сказать, что преподавателям стали платить больше!
Вот и получается, что на бумаге-то у нас все зашибись! Дети мегаобразованные, учителя как сыр в масле! Собственные дети высокопоставленных чиновников учатся или вообще не в России, или в частных школах, так что ситуацию изнутри они не видят, а по внешним показателям все прекрасно.
И чего родители бухтят, непонятно. Зажрались наверное.

Тенденция принимать за ГЛАВНОЕ красивую отчетность, к сожалению, повсеместна.

Всё верно. Некоторые аспекты, правда, лектор не затронула, но от этого ужас происходящего не затмился. Я рассматриваю ситуацию не только с точки зрения формирования понятийного аппарата детей, но и со стороны психофизиологии, определяя проблему, в том числе, и в присутствии в детях выученной беспомощности и неадаптированных психофизических решениях. Но это, по сути своей, вторая сторона всё той же медали. Увы. На данный момент, даже получение информации о проблемах нынешнего образования, к сожалению, никому из родителей не поможет в том, чтобы воспитать и развить своего ребёнка в духе адекватности не запросам общества, а запросам личностного роста. Здесь нужны реальные профессионалы, а их, к великому ужасу, в образовательной сфере уже нет.
В общем-то и я уже подумываю уходить из бюджетного образования на вольные хлеба... По тем же причинам, что и все адекватные учителя уходят из системы...
Спасибо за видео! Приятно было послушать профессионала с созвучными мыслями и представлениями, не боящегося высказываться и давать объективный прогноз ситуации. Спасибо!

Спасибо моей подруге Алле, я ее только перепостила :)

На вольные хлеба сейчас многие уходят. И слава богу, что они есть - профессионалы на вольных хлебах. Очень боюсь, что скоро придется уходить не на хлеба, а в подполье :(

Информация о проблемах поможет уже хотя бы тем, что родители будут знать о проблеме. А это дает шанс, что они будут ее решать. Многие, наверное, решат ее методом "свалить из Рашки", но в такой ситуации я осуждать никого за это не могу.

Я в этом году готовила дочь к поступлению в нормальную школу. В сентябре с ужасом осознала, насколько заржавели мозги от однотипных задачек-схем (шаг влево - шаг вправо уже "я не могу" - и это лучшая ученица в классе!). Недавно сдали математику на 10 из 10 в хорошую математическую школу (еще остались такие, и потребность в них велика - конкурс у нас был 10 человек на место). Ну а если и там прижмут, то на школу останется переложить только социальные функции, а образованием заниматься самостоятельно. Это тяжело, но я как мать к этому готова.

Ммм... Вот об этом я и говорила - что даже поданная информация не поможет родителям. :( Беда в том, что я за твоими словами это и вижу - нет осознания - КУДА и КАК двигаться. Извини уж за прямоту, но... Ты просто перекладываешь своё дитя из одной корзинки с дерьмом в другую корзинку с дерьмом. В одной лежит куриное дерьмо, в другой - коровье. Но суть не меняется. И в самом крайнем случае ты готова сунуть это самое дитё себе обратно в живот и там его варить, пока оно не начнёт сучить ножками в попытке вырваться на свободу :( Это глобально не решает твоей проблемы. И даже если каждый второй родитель будет поступать так - это не решит проблемы следующего поколения. Психофизика остаётся той же... Её вы при всём желании уже не поменяете. А без неё умение оперировать понятиями не даст результата, о котором так мечтается. :( Так что суть не в том - в какую школу отправить дитя. Суть в том, что закладывать на его подкорку с первых лет... И тут как раз и не хватает профи. Репетиторы, кстати - это в конечном итоге не вариант. Это цацканье с дитём, которое, опять-таки, не даст стратегического результата, только тактический - натаскиваение на тот или иной экзамен, тему, предмет. Системного подхода в этом нет - нет и системного результата.
Извини. Вырвалось. :(

Вот за что люблю тебя - это за правду в глаза :)

Но мне кажется, что ты меня не поняла совершенно.
Ну или может это я эмоционально реагирую - мы с ребенкой только что добились того, к чему шли целый год, а ты говоришь, что это все дерьмо :) Обидно!

"Суть в том, что закладывать на его подкорку с первых лет..."

А причем тут система образования? Первые два-три года - это семья и только семья. Очень важно, не спорю. Родителей, значит, образовывать надо - но ты же говоришь, что:

"даже поданная информация не поможет родителям"

Т.е. это не поможет. Каких профессионалов в таком случае ты имеешь в виду? Заметим, что об упадке образования стали говорить в последние годы. Советское образование признавалось (в частности в этой видеозаписи) хорошим. Но тогда это была тем более семья и только семья, система образования не затрагивала этого периода.

"Это глобально не решает твоей проблемы."

Моя проблема сегодня - это хреновая школа, где не дают знаний и где нет возможностей для проявления талантов и зарождения интересов ребенка. Да, я считаю, что хорошая школа, где а) дают знания, по максимуму для каждого ребенка - кто сколько может взять и б) создадут условия для общения детей вне класса и развития социальных навыков и реализации интересов, не имеющих прямого отношения к школьной программе (походы, поездки, школьный театр, газета и многое другое) - всяко лучше плохой школы. Если в школе ненавязчиво создана такая атмосфера, что начитанность, образованность, любознательность, уважение друг к другу считаются не просто положительными качествами, но даже престижными, модными - по-моему, это очень хорошая площадка для взросления подростка. А о какой МОЕЙ проблеме говоришь ты? Ты же о моей проблеме говоришь в данном случае, а не о ситуации вообще?

"Ты просто перекладываешь своё дитя из одной корзинки с дерьмом в другую корзинку с дерьмом. В одной лежит куриное дерьмо, в другой - коровье. Но суть не меняется."

Вот ты не знаешь, в какую школу мы идем, а значит, я должна понимать так, что любая школа - дерьмо. Если абсолютно любая школа по определению - дерьмо, то зачем она вообще нужна, хоть как распрекрасно организованная, с великолепными программами и специалистами высочайшего уровня?

"Репетиторы, кстати - это в конечном итоге не вариант. Это цацканье с дитём, которое, опять-таки, не даст стратегического результата, только тактический - натаскиваение на тот или иной экзамен, тему, предмет. Системного подхода в этом нет - нет и системного результата."

В общем и целом, возможно, ты права. Но опять же - обобщение. Можно натаскивать на экзамен - можно попытаться научить думать. У одного репетитора нет системного подхода - у другого он есть. Хороший учитель (неважно, школьный или репетитор, или родитель, временно взявший на себя эту функцию) научит именно думать. Покажет интересное в предмете, заинтересует, развинтит, покажет, как и что работает. Натаскиванием занимается именно та школа, против которой мы тут все, кажется, выступаем. Против ЕГЭ с его стандартными тестами и массой возможностей для жульничества, против однообразных и бесконечных тестов, направленных на сдачу определенного "норматива", против задачек-схем и зазубривания на ночь текстов контрольных изложений, против бессистемных программ, после которых в знаниях остается куча дыр...

Ну вот мы с тобой были на семинаре в Партените. И мы понимаем, что нам в принципе могли бы сказать - вот тут плохо и тут. И запятые проверьте. И все. И ушли бы мы, "натасканные" на конкретное произведение, поправившие его по чужой мерке и совершенно не наученные, как с этим жить дальше. Но мы-то ушли не так. Мы-то ушли с пониманием и знаниями более общего плана. С инструментарием, который можем применять дальше. Разве это не разница между хорошим учителем и плохим? Почему такого подхода не может быть в той же математике?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account