Альбом для набросков

Previous Entry Share Next Entry
Ле Корбюзье в Москве. Между живописью и архитектурой
shadow_stasia
Архитектор Ла Корбюзье - настоящее имя Шарль Эдуар Жаннере - одна из самых значимых личностей в архитектуре XX столетия. Автор высказывания "дом - машина для жилья", сформировавший пять принципов современной архитектуры, создавший модулор (систему пропорций на основе "Витрувианского человека", применимую к архитектуре и механике) урбанист, представитель интернационального стиля и один из основателей пуризма, он был известен мне как архитектор, но я ничего не знала о нем, как живописце и скульпторе. 

ъ

Модулор



(Все фото взяты из сети, поскольку на выставке фотографировать было нельзя)



Отсюда

Творить Ле Корбюзье начал рано - едва ему исполнилось 20 лет. Тогда же он увлекается современной живописью, а в архитектуре - таким материалом, как железобетон.
В своем творчестве Ле Корбюзье весьма рационален. Вместе со своим наставником в живописи, художником Амеде Озанфаном, он пишет художественный манифест "Против кубизма", где протестует против эмоциоонально-чувственных, декоративных элементов в кубизме. Они считаются создателями стиля "пуризм" (от pure - чистый) - стиля, направленного на создание "чистой", функциональной живописи. Живопись как механизм /ну а чего ожидать от человека, назвавшего дом машиной?/



Отсюда

На выставке представлена большая коллекция живописи, графические работы, наброски планов, чертежи, проекты осуществленные и неосуществленные, а так же великолепные фотографии Ричарда Пэра, сделанные специально для этой выставки. 



Две женщины



Два музыканта

Бесспорное влияние кубизма чувствуется и в скульптурах мастера:



Море

И все-таки главное, чем прославился Ле Корбюзье - это архитектура. Он сформулировал пять основных принципов современной архитектуры. Если вкратце, то это:
- жилые объемы, вознесенные на опорных столбах, для того, чтобы под ними оставалось место для террасы, сада или парковки;
- плоская крыша, которую так же можно использовать для создания террасы, сада или бассейна;
- свободная планировка внутреннего пространства. Связано это с тем, что всю нагрузку берут на себя опоры-столбы, и потому пропадает необходимость в несущих стенах;
- ленточные окна, т.е. окна удлиненные /вплоть до окон длиной в весь фасад, т.е. от одной несущей опоры до другой/, обеспечивающие хорошее освещение и вентиляцию;
- фасад, который так же лишается нагрузки и потому может быть выполнен из любого материала и решен как угодно.

Вот одна из известнейших работ, вилла Савой в Паусси:



Очевидно модернистская работа, капелла Нотр-Дам дю О в Роншане:



Мастер творил по всему миру - в Швейцарии и Франции, в Индии, Японии, Штатах. И, конечно, в России.
Среди работ - дом Центросоюза на Мясницкой, 39:



И - конкурсная работа, макет Дворца Советов, колоссальное сооружение, которое должно было быть построено на месте недавно на тот момент снесенного Храма Христа Спасителя. Однако в 1932 году правительство СССР предпочло соцреализм модернизму и здание не было возведено. Вот так оно должно было выглядеть. 





Вообще говорить можно много-много. Многочисленные проекты музеев "неограниченного развития", планы реконструкции Парижа и Москвы, проект доминиканского монастыря, великолепный план Капитолия индийского города Чандигарха... В общем и целом - выставка очень интересна и познавательна. Проходит в ГМИИ им. Пушкина, в главном здании, вход - 300 рублей. Очередей нет, Ле Корбюзье - не Пикассо, хотя влияние чувствуется :) Выставка прекрасно организована, интересные находки в расположении скульптур, картин и макетов. Скажем, подиум, на котором выставлены скульптуры, чем-то похож на раковину...

А, чуть не забыла! Раковины, морские камешки, небольшие фигурки, тут и там встречающиеся в нишах, казалось бы, совершенно не имеющие отношения ни к живописи, ни к архитектуре, были обозначены как "предметы поэтического отклика". На мой взгляд, замечательная формулировка! :)


  • 1
Все, утащила к себе :)

Я бы, наверное, тоже сходила, интересно. Принципы у него были понятные и правильные, но чисто визуально мне другие современные здания нравятся :)

Ты учти, что это - начало 20-го века. Насколько прогрессивен он был для того времени.
Хотя мне его архитектура нравится. Не во всех проявлениях, конечно, но в отличие от живописи /тут - сугубое ИМХО, разумеется!/ рационализм в архитектуре и дизайне - уместен. А вот живопись пуризма мне не близка. Интересна несомненно, колористичеки и композиционно цельна, заслуживает пристального внимания, иногда восхищает /на предмет "как это можно так видеть?!"/, но не близка.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account