Альбом для набросков

Previous Entry Share Next Entry
О морали и ответственности
shadow_stasia
Читаю по совету koolamesa замечательную книгу А.Маркова "Эволюция человека. Книга 2. Обезьяны, нейроны и душа". Свои восторги по поводу написанного выскажу позже /когда дочитаю до конца и осмыслю/, а сейчас просто процитирую неожиданно найденный ответ на вопрос, мучивший меня давно - о том, что такое мораль, где ее грани и что делать, если "человек так устроен".


Даже если ученые когда-нибудь сумеют убедить широкие (и активно сопротивляющиеся) массы населения в том, что душа генерируется мозгом, это не приведет к отмене моральной ответственности и погружению общества в хаос. Наше мышление только притворяется логичным и беспристрастным. Под влиянием эмоций мы легко забываем о логике. Мы можем яростно и совершенно искренне отстаивать самые странные и противоречивые идеи, если нам это зачем-то нужно.

 В данном случае нам действительно нужно (и хочется) любой ценой сохранить понятие моральной ответственности, потому что без него обществу, чтобы не погрузиться в хаос, придется систематически наказывать невиновных.

 Наказывать нарушителей общественных норм необходимо хотя бы для того, чтобы у них и у всех окружающих формировались правильные (выгодные обществу) мотивации. По идее наказание должно ставить своей целью перевоспитание, а не истязание провинившегося, хотя разделить эти два эффекта на практике трудно. Если речь идет о перевоспитании, то есть о выработке приемлемых для общества условных рефлексов и мотиваций, то такая деятельность является абсолютно нормальной, правильной и осмысленной даже в строго детерминистичной вселенной, где никто ни в чем не виноват, а просто "их мозг так устроен". Мы говорим нарушителю: извините, но нас не устраивает, что ваш мозг так устроен. Вы всех уже тут достали со своим мозгом. Поэтому мы постараемся сделать так, чтобы ваш мозг стал устроен иначе. Для этого у нас есть опытные педагоги — получите-ка три года принудительного воспитания по методике И. П. Павлова.


  • 1
Я для себя решил этот вопрос "что делать, если "человек так устроен"" немного иначе.
На уровне человек-человек есть прекрасная формула: "Лук.17:3 – «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему»".
Спускать нельзя, но всегда должна оставаться возможность покаяться, извиниться, исправиться.
На уровне общество-человек такой возможности нет. Любое применение санкций общества к "исправлению" слепо и само есть насилие.
А это только калечит. "Трехлетнее принудительное воспитание" закончится формированием врага общества.
Беседовал я как-то с полковником милиции в отставке, который высказал очень интересную мысль: "Воспитывает не тюрьма, а страх тюрьмы. Вот тот, кто ещё не сидел - тот может исправиться. А мы ему статью к статье, по совокупности срок, наматываем... А в тюрьме он видит - и там жить можно. И ещё как можно! И выходит уже законченным уголовником".

На уровне человек-общество рассуждать я не берусь. Хотя, ИМХО, чтобы был страх тюрьмы, кого-то надо сажать. Собственно, автор потому и пишет, что если не будет моральной ответственности и все будут правы, то придется наказывать невиновных -чтобы остальные боялись. Или будет хаос.

На уровне человек-человек я обычно выслушиваю и прощаю.
Это, разумеется, только один из возможных ответов.
А такого, который всем бы подошел, просто нет.
Но иногда возникает вопрос - а согрешил ли этот самый брат мой? Может, он "просто так устроен", что не мог поступить по-другому? Тогда вообще говоря не может быть прощения, потому что нет вины.

"А такого, который всем бы подошел, просто нет".
Совет апостола мне кажется вполне универсальным. Первая фраза "наблюдайте за собою" дает ответ и на вопрос критерия оценки. Т.е. "слушайте себя". Не чувствуете ли Вы боли, обиды, дискомфорта.
Другого критерия быть не может. Если на ногу наступили и больно - чего терпеть? Даже если у наступившего вместо мозгов вата или такие вот религиозные предрассудки, что своими каблуками он мир желает осчастливить. Если он рядом - он такой же.

"Этот мир прост, как кирпич - тут широко, а тут узко".(с)

Ну вот видите, для Вас это очевидно, а мне пришлось долги путь проделать, чтобы это понять :)
"Если он рядом - он такой же" - да, это мудро. Надо будет запомнить.

Спасибо за "мудро". Моя мудрость есть желание избежать сомнений.
Некий набор плохо сформулированных и зачастую понятных только мне сводов правил, собранных на таком же долгом пути, на котором мы все находимся в поисках ответов на вечные вопросы.
А вообще - спасибо за тему. Мало кого это волнует.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account