Альбом для набросков

Previous Entry Share Next Entry
"Победа над солнцем"
shadow_stasia

Сильно подозреваю, что отзыв на этот спектакль стоило бы писать заумью. Что-то вроде "Зрелищество заворанствует и подавлянствует своей неояркостью". Но поскольку я не потяну, придется писать обычными словами, разве что иногда, по настроенствию, пересыпая рассказ неологичностями :)


Итак, театр Стаса Намина, реконструкция футуристичной оперы "Победа над Солнцем", написанной Алексеем Крученых и Михаилом Матюшиным. Над декорациями и костюмами работал Казимир Малевич, и поэтому его вполне можно назвать в полной мере соавтором этого действа. Достаточно сказать, что "Черный квадрат" сначала появился как декорация к опере - как символ побежденного солнца. Черный квадрат пришел на смену желтому кругу. Новое искусство разрушило старый мир, старые устои, а на место них поставило потенциальную возможность возникновения чего угодно.


Едва зритель входит в зал, он попадает в мир футуризма. На сцене полукругом расставлены трехмерные объекты, некоторые элементы архитектуры которых выдают в них костюмы. Спектакль начинается задолго до первого аккорда. Выходят актеры, в простых черных комбинезонах с декоративными заплатами геометрических форм, и начинают надевать на себя (и друг на друга, потому что в одиночку справиться с таким костюмом кажется делом непростым) творения по эскизам Малевича. За десять минут полтора десятка человек превращаются в геометрическую абстракцию.


Звучат первые аккорды, абстракция приходит в движение, прямоугольники пляшут углами, треугольники изгибаются, и зритель чувствует себя примерно так же - его дергают за нервы, как фигуры на сцене за невидимые ниточки.

Действие длится чуть больше часа, насыщено цветом, звуком. Падальющиеся со сцены потоки слов смешиваются с нервными нотными разбрыгзами, лица, искаженные гримом и проекцией фона,и тела, то конвульсивно-пластичные, то неподвижноженные, сливаются с геометрией сцены...


Вообще супрематизм, провозглашавший своей философией очищение эмоций от всего, что их вызывает, здесь своего добивается. Действо на сцене - чистая, дистилированная эмоция, которую почти невозможно описать словами. Супрематизм не предполагает анализа. Однако он лукавит и противоречит себе - он не может полностью очистить сцену от человека (впрочем, я читала и про попытки ставить оперу без актеров, с помощью декораций и механизмов), а действие - от сюжета. И хотя новое искусство играет с мозгом в прятки - оно все же проигрывает. Потому что поиск закономерностей - настолько фундаментально прошитая в нашем мозгу функция, что отказаться от нее можно разве что в фантазиях.


Так и здесь: в трактовке театра Намина будетляне свергаютсолнце, свергают старое (Нерон-Калигула видится мне здесь представителем старого). В финале, однако, Н.-К. появляется рядом с чтецом, обменявшись с ним костюмами - не значит ли это, что новое неизбежно становится рано или поздно старым? Будетляне поклоняются новому Солнцу. Черный квадрат уходит - и это правильно, потому что потенциал рождения нового не может существовать не только вечно, но даже сколько-нибудь протяженно - он неизменно сменяется этим новорождением - или вынужденным возвращением к старому, но по-новому. Путь искусства действительно не имеет конца.


Музыка, шокировавшая зрителей начала двадцатого века, сейчас звучит вполне благозвучно. Местами напоминает даже какую-то детскую песенку. Музыка живая, два синтезатора стоят прямо перед зрительным залом (на первый ряд билеты не продавались). Играли актрисы театра Александра Попова и Анастасия Макушкина (и примкнувшая к ним Анна Март, которая задорно шпарила на синтезаторе прямо со сцены - т.е. видя клавиши вверх ногами.)

У моему удивлению, для голоса эта опера дает огромные возможности. Мощные, сильные голоса артистов звучат сочно и благозвучно. Конечно, по фантазии авторов, им приходится и хрипеть, и визжать, и скрипеть, но звучать стройно и красиво им приходится гораздо чаще.

В финале оказывается, что выход закрыт. Возврата к прошлому нет, и быть не может, идти приходится только вперед. И, с трепетом ступая на сцену, заваленную обрывками веревки и элементами костюмов, едва удерживаясь, чтобы не потрогать всю эту стереометрию руками, зрители неровной цепочкой двигаются закулисьем к выходу в ярко освещенную современность.


Recent Posts from This Journal

  • "Лабиринт идей"

    Серия "Лабиринты". 80х80, х/м, 2017 Давно задуманная и долго дозревавшая картина. Изначальная идея - показать взаимосвязь культурных…

  • "Вавилонская башня"

    Продолжение серии "Лабиринты". Холст, масло, 80х80. Только закончила :)

  • Многабукаф о "Волосах"

    Рок-мюзикл "Волосы" Смешно сказать, но о "Волосах" - культовом рок-мюзикле, написанном в 1967 году, не раз ставившемся…


?

Log in

No account? Create an account